Методы и приемы работы по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников

Для работы по гражданско-патриотическому воспитанию в детском саду используются разнообразные методы и приемы.

Словесные методы  ознакомления с городом; рассказ воспитателя, чтение  художественной литературы, беседы педагоги сочетают с наглядными:   рассматривание фотографий, открыток о городах области, рассматривание картин и иллюстраций в книгах, что позволяет уточнить, расширить, систематизировать   представление детей.

О прошлом края дети могут узнать из книг, бесед, чтения художественной литературы, посещения музеев.

Наилучшим способом  накопления у детей первичных представлений о родном крае, его улицах, скверах, парках являются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения.

Во время пешеходных экскурсий по улицам родного города дети знакомятся с особенностями  архитектуры зданий  довоенной постройки, с предприятиями города, совершают экскурсии в парк, прогулки по улицам города,  носящим имена героев Восточно-Прусской операции.

Во время экскурсии на мемориал в парке дети знакомятся с военными  событиями на территории  Кранца (Зеленоградска), с подвигом Героя Советского Союза И. Ф. Ткаченко. Дети  узнают, что это место свято для людей, живущих в городе, сюда приносят цветы, приходят молодожены,  ветераны.

Дети дошкольного возраста не всегда могут выразить в словах то,  что  чувствуют. Свое отношение к окружающему находит отражение в детских рисунках.  Поэтому после  экскурсий и бесед дети используют полученные  знания и выражают свое отношение, рисуя на предложенные темы, то, что им больше всего нравится,  «Я рисую море»,   «Кем я хочу быть, «Дом, в котором я живу»,  «Мое любимое дерево»  и т.д.  К рисунку ребенок составляет рассказ,  передавая в нем  свои  чувства и настроение.

Свое отношение к увиденному и услышанному дети также  переда­ют в творческих рассказах: «Я хочу вам рассказать», «Наш парк», «Что я видел на своей улице»,  когда каждый ребенок — экскурсовод рассказывает о своей улице, своем доме, своем дворе.  А для этого ребенок должен заметить все, что изменилось в его родном городе,  на его улице. Он как  бы вновь переживает то, что раньше ему рассказывал педагог.

Гражданско-патриотическое воспитание невозможно без воспитания любви к родной природе. Дети нашего детского сада участвуют  в международных экологических акциях: «День Земли» (22 апреля), «День Птиц» (15 марта), «День защиты животных» (4 октября). Эти праздники воспитывают бережное отношение к природе, стремление к активной защите окружающей среды, объединяют людей единой гражданской позицией.

Для того, чтобы любовь детей к родному городу была действенной, чтобы у них было желание сделать свою улицу еще красивее проводятся субботники вместе с детьми и родителями по уборке территории детского сада.

Обобщить и закрепить знания о Зеленоградске и Калининграде помогут:  тематический вечер: «Наш любимый Зеленоградск «, викторина  «Встал ты у моря Янтарного…». Углублению и  систематизации знаний о разнообразной природе родного края поможет тематический вечер: «Люблю тебя, мой край родной».

Для поддержания у детей интереса к истории родного края педагоги вместе с ними подготовили альбомы  «Трудовой Калининград», «Рыбацкий край», «Наши космонавты», «Куршская коса», «Мое дерево».

В конце года проводим конкурс на лучший рисунок, рассказ о родной природе, о родной улице, о городе,  организовываем выставку поделок,  выполненных детьми  совместно с родителями.

Все это обогащает мысли и душу ребенка, учит гордиться своим краем,  своей страной.

Дети всегда проявляют большой интерес к героям Великой Отечественной войны, поэтому после бесед о событиях, имевших место на этой территории в годы войны, мы проводим встречи, тематические вечера, концерты с приглашением участников  штурма Кенигсберга, участников боев за Кранц (Зеленоградск). В детском саду проходят праздники, концерты для воинов, несущих срочную службу. На мероприятия, посвященные 9 мая, мы приглашаем ветеранов.

 

Инновационные методы работы по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников.

Для формировании позитивной социализации дошкольников, их эмоционально-ценностного отношению к миру, окружающим людям и самому себе на основе нравственного содержания в последние годы мы используем новые формы работы с детьми и родителями: социальные акции, посвященные значительным событиям в жизни страны: Дню Победы, охране природы, Дню рождения Пушкина, борьбе с курением, Дяде Степе —  80. Дети совместно с родителями и педагогами знакомятся с событиями и выражают свое отношение в рисунках, стихах, поделках. Такая форма работы позволила каждому ребенку почувствовать себя сопричастным к истории большой страны, испытать  чувство гордости за свой народ, свою армию.

Мы подготовили детей – экскурсоводов для проведения экскурсий по детскому саду и виртуальной экскурсии по городу Зеленоградску. Такая форма работы создает условия для самореализации ребенка, для изучение истории родного края.

В ответ на санкции мы заложили на территории детского сада фруктовый сад: высадили саженцы яблони, груши, абрикоса, вишни, установили теплицу, в которой второй год собираем урожай помидоров и огурцов.

В 2016 года реализован проект «Первые в космосе» для детей старших групп, целью которого было знакомство дошкольников с историей освоения космического пространства человечеством, знакомство с героями – космонавтами, россиянами, прославившими нашу Родину во всем мире.

В октябре прошел проект «Дяде Степе – 80». Дети познакомились с образом Дяди Степы и с его сыном Егором. Юные художники представили свое видение милиционера-великана. Проект показал, что Дядя Степа нужен, важен нынешнему поколению воспитанников детского сада, его образ вызывает большой интерес у дошкольников. Результатом проекта стал созданный детьми мультфильм о дяде Степе, выставка детского рисунка,  презентация на мультимедийном стенде «Дяде Степе – 80».

В мае прошли патриотические акции «Георгиевская ленточка» и «Бессмертный полк» с целью привития у дошкольников чувства гордости за свой народ и свою армию,  привлечения к возможности почувствовать себя сопричастным к истории  своей страны.