Предметно – пространственная развивающая среда по гражданско-патриотическому воспитанию  

Кроме музея истории края в целях воспитания у подрастающего поколения патриотических чувств, нравственных ориентиров  в МАДОУ имеется уголок российской символики, уголки родного края на группах, лестничные площадки и коридоры украшены фотографиями семей и детскими рисунками.

В «Комнате сказок» живут герои многих хорошо известных детям русских народных сказок, здесь можно познакомиться с «Уголком русского быта».

Главный герой «Комнаты сказок» — Змей Горыныч охраняет вход в живущие здесь «сказки»: про трех поросят, старика со старухой, Мальвину и Буратино, Кота ученого.

Мини — музей кукол рассказывает о развитии «кукольного дела» на Руси. Наши предки заворачивали своих первых кукол, изготовленных из соломы, дерева, ткани, глины, в куски материи, и дети играли с ними. В мини – музее «живут» куклы, одетые в национальные костюмы народов России и ближайших стран зарубежья, куклы по профессиям,  куклы – крупенички, народные куклы – скрутки.

Выставка народных кукол — скруток появилась в нашем музее как результат проекта «Народная кукла», проводимого в детском саду. Цель проекта состояла в том, чтобы через  знакомство и приобщение детей к искусству народной куклы формировать  у дошкольников художественный вкус, отвечающего национальной традиции русского народа, открывающего простор для последующего совершенствования и в других областях культуры.

В «уголке русского быта» стоит русская печь, висит люлька, на столе стоят самовар, глиняный горшок  для молока, около печи — ухват, кочерга. Уголок русского быта воспитывает любовь и привязанность к своей семье, дому, воспитывает бережное отношение к культурному наследию своей страны, развивает чувство гордости за свой народ.

Уголки родного края в группе расширяют знания детей о малой Родине, так как в них дети знакомятся с ближайшими государствами — соседями, имеющими общую границу с нашей областью, с городами нашего края, с символикой России: гербом, гимном, флагом России. В групповых уголках — наборы открыток о городах области, альбомы, фотографии. В детском саду проводились конкурсы «Семейный герб», «Дом, в котором я живу», «Моя родословная». На лестничной площадке оформлен современный стенд с символикой государства, Калининградской области и района, стенд «Мы рады видеть вас».

В мини — музее кукол имеются куклы по профессиям: учитель, милиционер, повар, компьютерщик, дети знакомятся с трудом взрослых, получая конкретные знания и представления о профессиях, орудиях труда. В детском саду имеется уголок «Птичий двор» с фигурками уток, кур, петуха. Дети узнают, что люди ухаживают за животными, трудятся. Дети знакомятся с видами сельскохозяйственного труда, педагоги воспитывают уважение к человеку-труженику.

В каждой группе имеются дидактические игры по гражданско-патриотическому воспитанию: «Расскажи про свой город», «Народы России и ближнего зарубежья», «Славянская семья: родство и занятия», «Береги живое», «Российская геральдика и государственные праздники» в каждой группе  имеется подборка художественной литературы.

Формирование чувства национальной идентичности у дошкольников

Патриотизм тесно связан с национальным сознанием и самосознанием. Национальное чувство и достоинство, национальная гордость, другие компоненты национального сознания отражают сложную систему экономических, социальных, политических, духовных отношений. Россия —  многонациональное государство, и каждый россиянин является полноправным жителем нашей страны. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается, что «образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны».

Важную роль в формировании национальной идентичности у дошкольников отводится фольклору. Фольклор отражает индивидуальные особенности народа, его отличия от других, является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Благодаря народным песням, сказкам и другим жанрам фольклора, дети могут узнать, как жили наши предки, какие проблемы их волновали, что их радовало, как они проводили время. Чувство родины начинается с восхищением тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, они играют огромную роль в становлении личности юного патриота. Дети знакомятся с былинными героями – богатырями, защищавшими русскую землю в древности – Ильей Муромцем, Алешей Поповичем, Добрыней Никитичем.

В содержании воспитательно – образовательной работы по развитию национальной идентичности у детей большое место отводится русским народным сказкам, в которых всегда побеждает добро. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребенка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой, развивает музыкальный слух, речь, мышление, фантазию. Любая сказка – это рассказ об отношениях между людьми. Сказки учат находить выход из самых сложных ситуаций и побеждать. Во многих сказках подчеркивается, что трудолюбие  — одно из главных добродетелей.

В детском саду много лет работает театральный кружок «Теремок». В кружке осуществляется приобщение детей к театру, подготовка  и показ  инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Учитывая доступность детскому восприятию,  значение сказки для духовно-нравственного  и эстетического воспитания детей, в кружке осуществляется театрализация сказок «Теремок», «Репка», «Колобок», проводятся «Недели театра», это развивает у дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми, формирует понятие о добре и зле.
В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, мы приобщаем их к общечеловеческим нравственно-этическим ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей, высказывается уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

В детском саду мы приобщаем дошкольников к истокам русской народной культуре путем знакомства с народными фольклорными праздниками: с Днем любви, семьи и верности, с Масленицей, Святками, Рождеством.Основная цель фольклорного праздника – через народное искусство познакомить детей с историей нашей Родины, народными традициями и обычаями. В ходе этой работы у дошкольников формируются представления о традициях народных праздников, в которых фокусируются наблюдения за характерными особенностями времён года, погодных явлений, поведением птиц и животных, насекомых, изменениями в растительном мире. У детей воспитывается чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием. Фольклорные праздники проходит в виде «Ярмарки», «Гуляний», «Посиделок».

На занятиях по изодеятельности дети знакомятся с традиционными народными ремеслами. Городецкая, жостовская, хохломская росписи, дымковская, филимоновская игрушки и многие другие виды народного искусства известны в нашей стране и за ее пределами издавна. С них начинается знакомство дошкольников с образцами народного искусства. Дети рассматривают изделия народных умельцев, играют с ними, осваивают приемы изготовления, приемы рисования, у них формируется эмоциональная отзывчивость, интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства.

На музыкальных занятиях дети учат народные попевки, песни, хороводы, игры,  что также позволяют приобщать их к народному творчеству. Дети, исполняя их, передают свое отношение к содержанию, переживают настроение, душевное состояние другого человека, исполнение объединяет детей общим настроением, дети приобщаются к совместным действиям.

В нашем детском саду ведется работа по возрождению русских народных игр, что  соответствует потребностям времени и детского сада. Доступность и выразительность народных игр активирует мыслительную деятельность ребенка, способствует расширению представлений о культурном наследии русского народа. Целью обучения дошкольников русским народным играм является воспитание и развитие детей средствами русской народной культуры, русских национальных традиций, приобщение к культурным ценностям, наследию русского народа. В народных играх ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей: «У медведя во бору», «Горелки», «Волки во рву, «Бой петухов» и другие.

В интерьерах детского сада можно познакомиться с репродукциями великих русских художников, у нас имеется своя галерея. Отбирая произведения для детей, мы исходили из доступности их содержания. Наиболее доступны детям дошкольного возраста пейзажи Левитана, Шишкина, Саврасова, Репина.  Замечательные картины русской природы вызывают у детей чувство любви к Родине и гордости за нее, воспитывают чувство прекрасного, вырабатывают умение видеть, понимать и любить природу.

Рядом с картинами великих художников  — рисунки детей, также украшающие интерьеры детского сада. При этом условии дети реагируют на окружающую обстановку активно, она радует их и интересует.

 

    Работа с родителями воспитанников по гражданско-патриотическому воспитанию

ФГОС ДО среди основных принципов дошкольного образования называет необходимость «сотрудничества Организации с семьей». Вот почему так важна работа с родителями. Педагоги советуют родителям совместно с детьми посетить Калининградский историко – художественный музей, музей янтаря, музей Мирового океана, мемориал 1200 гвардейцев, 5 форт – место массового героизма советских воинов.

Проект «Выходной день всей семьей» предлагает  родителям совместно с детьми в течение выходного дня освоить разработанный экскурсионный маршрут, который включает в себя места, посвященные памятным и героическим  событиям города, района, знаменитым людям. По итогам проделанных семейных экскурсий создана презентация «Мы помним», с рисунками и фотографиями детей и  родителей, сделанные ими у памятных мест.

В рамках подготовки к празднованию Великой Победы в детском саду ежегодно проходит  акция «Георгиевская ленточка», в которую вовлечены родители, дети, ближайшие родственники. Воспитанники детского сада принимали участие в международной общественной акции «Бессмертный полк. В ходе акции было собрано много информации о воевавших: «Моя семья в Великой отечественной войне», фотографии, старые письма с фронта.  Такая форма работы позволила привлечь внимание родителей к очень важной проблеме, и каждому ребенку почувствовать себя сопричастным к истории большой страны, испытать  чувство гордости за свой народ, свою армию. В интерьерах детского сада появились стенды «Помним! Гордимся!» и «Моя семья в Великой Отечественной войне».

С целью формирования основ экологической культуры дошкольников через развитие заботливого отношения к зимующим птицам, их подкормку с помощью родителей в детском саду реализован проект «Птичья столовая круглый год». Родители изготовили кормушки для птиц и развесили их на участке детского сада,  дети подкладывают в них кусочки хлеба, семечки, зерна.

Совместно с родителями был реализован проект «Русская каша  — матушка» с целью   формирования  у детей и взрослых знаний о пользе каши как традиционно русском блюде. Результатом реализации проекта явилась презентация «Любимая каша нашей семьи».

В августе 2016 года в детском саду была организована фотовыставка «Я люблю свой край» с целью привлечения интереса родителей и детей к необычной истории Калининградской земли, к её природе, людям, живущим на этой земле, формирования чувства гражданственности и патриотизма.

Совершенствуя   формы работы с семьей,  осуществляя взаимосвязь по физическому воспитанию детей и взрослых, мы включили в свой план работы проведение спортивных соревнований «Папа, мама,  я – спортивная семья». Задача мероприятия состояли в пропаганде здорового образа жизни, укреплении здоровья детей и их родителей. С этой же целью состоялось открытие спортивной площадки, имеющей современное резиновое наливное покрытие на бетонном основании, с установленными тренажерами: «лыжники», «беговая дорожка», «велосипед», лавочками для болельщиков, стендом с правилами поведения на спортивной площадке. На торжественное открытие площадки в феврале были приглашены родители детского сада.

2016 год объявлен Годом российского кино, поэтому в детском саду проведена родительская гостиная «Мультфильмы: за и против», рассказывающая о пользе и вреде мультфильмов, о том, какие мультфильмы надо смотреть дошкольникам. Вопрос о соответствии мультфильма возрасту перед многими взрослыми вообще не стоит, сюжеты большинства современных зарубежных мультфильмов далеки от жизни детей дошкольного возраста. Родителям представлена презентация «Мультстудия уже в детском саду», проведен мастер-класс по созданию мультфильмов, вниманию родителей представлены мультфильмы, которые дети сняли сами: «Кораблик», «Строители», «Кошкин дом», «Дядя Степа – милиционер»,  для родителей разработаны памятки «Дети и мультфильмы».

Встречи с родителями в детском саду проходили в виде  посиделок в русском народном стиле. С целью приобщения детей и взрослых к народному искусству был проведен мастер — класс по хохломской росписи, родители познакомились с особенностями  хохломской росписи,  историей ее появления,  а, получив знания, вместе с детьми расписали сарафаны для утренника. На следующих встречах родители вместе с детьми рисовали цыпленка и делали аппликацию для пасхального кулича.

Родители  — активные участники всех конкурсов, проектов, проходящих в детском саду. Благодаря их помощи реализованы проекты «Яблоко из сада», «Чудный сад – огород», «Посади свой тюльпан», выставки поделок из природного и бросового материала, выставки ко Дню 8 марта и к Новому году.