Гражданско-патриотическое воспитание в детском саду

 

«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее».

В. В. Путин

Из выступления Президента России на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи.

12 сентября 2012 года, Краснодар

 

Родина,  это  слово  выражает глубокое  чувство  человека.  Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей связи с Родиной,  не  зная её истории, не  зная как любили и защищали её наши предки,  наши деды.

Чувство патриотизма всегда должно жить в сердце  человека, побуждая его  заботиться о своей Родине,  защищать её и гордиться ею даже  в нелегкие  годы испытаний. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

 

Актуальность работы по гражданско-гражданско-патриотическому воспитанию  

В последнее время возникла проблема воспитания подрастающего поколения. Образовательные организации должны не только образовывать детей, но и воспитывать, перед педагогами встали вопросы физического, трудового, экологического, духовно — нравственного и, конечно, патриотического воспитания.

Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.

В настоящее время усилено внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства и Министерства образования РФ.

Необходимость целенаправленной работы по гражданско-правовому воспитанию подрастающего поколения отмечена в ряде нормативных и правовых документов. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, у современного ребенка, который живет в условиях города, слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу. Недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Наш детский сад находится на самом берегу Балтийского моря в небольшом курортном городке. Про нашу область можно сказать, что она самая – самая — самая! Потому что Калининградская область —  самая небольшая, самая молодая, самая западная область России. От Российской федерации нас отделяют 5 границ! Мы любим говорить, что мы живем в тридевятом государстве (регион наш – 39!).

Область очень тесно экономически связана со странами ЕС, она не имеет общих границ с Россией.  Для России отрезанный от митрополии полуэксклав является слабым звеном.

Наши дети очень часто бывают за границей: в Литве, Польше, Германии, Швеции. Туда они отправляются со своими родителями в туристические поездки, на отдых, просто на выходные. А в России многие из них никогда не были! Область посещают ностальгирующие туристы из Германии. Вот почему нам так важно участвовать в конкурсе и чувствовать себя частицей огромной страны!

Вот почему педагогический коллектив нашего детского сада считает работу по гражданско-гражданско-патриотическому воспитанию  – актуальной, важной, имеющей особое значение в нашем регионе. Гражданско-гражданско-патриотическое воспитание, являясь составной частью воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность детского сада.

 

Цель патриотического воспитания дошкольников:

научить малышей верности Родине, готовности быть на страже ее интересов, выполнять свой долг перед государством, своим городом и семьей.

 

Задачи патриотического воспитания

В детском саду сложилась многолетняя система работы, охватывающая все дошкольные группы детского сада, определяющая задачи патриотического воспитания:

— воспитание у дошкольников любви к Отечеству, любви к малой Родине;

— формирование единой гражданской идентичности в дошкольном возрасте с учетом различных национально – культурных традиций;

—  формирование активно-положительного отношения к подвигу русских солдат,  необходимость возлагать цветы к  памятникам  Великой Отечественной   войны,  ухаживать за ними,  сопере­живать Великой  Победе,  уважительно относиться к ветеранам;

— внедрение в работу инновационных методов нравственно-патриотического воспитания, активизирующих родителей для эффективного взаимодействия и сотрудничества.

Использование регионального компонента в ДОУ при реализации образовательной программы   с позиции ФГОС дошкольного образования предполагает следующее:

— введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку к менее близким культурно-историческим фактам.

— деятельностный подход к приобщению детей к истории, культуре, природе родного края: творческая игра, составление рассказов, сочинение загадок, изготовление поделок.

— осознанный выбор методов ознакомления (мини-музей, выставки, альбомы).

Работа по воспитанию патриотических чувств у дошкольников разбита на тематические блоки для удобства детского восприятия.

Опыт работы МАДОУ ЦРР – детского сада по гражданско-гражданско-патриотическому воспитанию

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству»  (академик Д. С. Лихачёв)

Музей истории края.

Весомым фактором гражданского и патриотического воспитания является музей истории края. В 1992 году в детском саду появился свой Музей истории края, который посещают не только дошкольники, но и ученики младших классов. Для детей подготовительной группы разработана программа посещения музея (всего 55мероприятий), в музее дети знакомятся с необычной историей этих земель, с коллекцией монет, значков, с полезными ископаемыми нашего края, с природой края. Музей истории края способствует формированию личностных качеств ребенка, его взглядов, убеждений; формированию патриотических чувств, интереса к народной культуре.

Стенд «Пруссы» рассказывает о необычной истории этих земель – об истории коренных жителей земель Восточной Пруссии, стенд «Во славу русского оружия» рассказывает о сражениях Семилетней войны, войн с Наполеоном на этой земле, в которых участвовали и побеждали русские солдаты. Стенды «Достойны бессмертия» и «Штурм Кенигсберга» знакомят детей с небывалым героизмом советских солдат в битвах второй мировой войны.

Стенды музея рассказывают о небывалой природе этих мест. Уникальное озеро Выштынецкое известно кристально чистой водой, рыбой ряпушкой – ровесницей динозавров. Куршская коса —  памятник природы, включенный во всемирное наследие Юнеско, известен как одно из чудес света своими самыми высокими в Европе песчаными дюнами, танцующим лесом и мостом перелета птиц.

И, наконец, стенды «Знакомьтесь, Калининград» и «Город у моря» рассказывают о сегодняшних жителях края, о земляках – космонавтах, промышленных предприятиях области, о рыбаках, ведущих промысел рыбы на просторах мирового океана.

Стенд «Летопись» рассказывает об истории детского сада и людях, работавших здесь в разные годы. Материалы музея знакомят нас с первыми работниками учреждения, с интерьерами помещений детского сада в разные годы, с  наградами и выпускниками детского сада.

В музей обращаются старшие дошкольники и студенты в поисках интересующих их материалов. Наш музей истории края и его юные экскурсоводы принимали участие в семинаре – совещании «Роль и место музеев общеобразовательных учреждений в развитии системы воспитательной работы» и в конкурсе школьных музеев и юных экскурсоводов, проводимых областным детским Центром экологического образования и туризма. За успешное выступление на мероприятиях разного уровня и музей и экскурсоводы были удостоены дипломов.

В музее собрана литература, вырезки из газет о прошлом, настоящем и будущем нашего края.   Для успешной работы по воспитанию любви  к родному краю мы подобрали  краеведческую литературу,   детскую художественную литературу, отражающую быт,  культуру, традиции  края, например, «От первых цветов до белых снежинок» Г.Г. Кученевой, «Кто работает на флоте?» С. Погоняева, «Национальный парк России — Куршская коса»).

Понятие Родины связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко — с любовью к родителям, своему дому, природе, окружающей его.

В музее действуют выставки: «Герб моей семьи», «Моя родословная», «Моя семья в Великой Отечественной войне» с целью формирования у детей представлений о понятиях «семья», «семейное древо», «родословная», знакомства с патриотической историей своей семьи, с семейными традициями и обычаями.

Осуществлены проекты: «Мы — Россия» с целью знакомства детей с историей своего народа, своей страны, развития у детей интерес к народным традициям и обычаям, проект «От Кранца к Зеленоградску» преследует цель воспитания любви и уважения к своей малой родине, к своей нации.

Ознакомление дошкольников с родной природой — первые шаги в познании родного края, воспитания любви к Родине, чему способствовали наши  проекты «Деревья наших лесов» и  «Балтийское море», результатами проекта явились альбомы: «Солдаты Победы», «Зеленоградск – город — курорт», «Улицы моего города», «Балтийский самоцвет». На занятиях, знакомящих детей с растительным миром наших лесов, детям интересно узнать, что у каждого человека есть свое дерево, дающее  ему силу и здоровье (гороскоп друидов).

Мы создали макет города Зеленоградска. В макете — самые интересные по архитектуре здания нашего города, центральная площадь и новый микрорайон,  на железнодорожный вокзал прибывают современные электрички, здание администрации МО «Зеленоградский городской округ» с российским флагом, водонапорная башня – одна из доминант города, Спасо – Преображенский собор, самое высокое в городе девятиэтажное здание санатория «Чайка», здание детского сада. Макет стал полноценной составляющей нашего Музея истории края.

Филиалом Музея истории края стала наша «Янтарная комната», которую мы не смогли бы создать без помощи родителей и энтузиазма педагогов. Теперь Янтарная комната есть не только в Царском селе под Санкт – Петербургом, но и у нас. На стенах небольшой комнатки фотографии Екатерининского дворца, его интерьеров, фото Янтарной комнаты, информация о необычной истории ее создания, янтарные изделия, украшения, картины, фигурки черепахи, бабочки, коробочки, украшенные мелким янтарем. Янтарь дети собирали на берегу моря вместе с родителями и воспитателями на прогулках, а затем обклеивали им фигуры и коробки.

Наши традиции.   

Народные традиции существуют с незапамятных времен. С течением времени, с развитием общества традиции ширятся, видоизменяются, некоторые забываются, а некоторые наоборот прочно входят в нашу жизнь. Традиции направлены на сплочение людей, стремление людей объединиться и как-то разнообразить свою жизнь, эмоционально ее украсить, внести какие-то позитивные моменты, связанные со значимым событием, с памятью о добрых делах. В нашем детском саду сложились многолетние традиции, направленные на сплочение коллектива, формирование чувства сопричастности сообществу людей, укреплению дружеских отношений. Каждая традиция проверена временем.

  1. Наш детский сад имеется свой гимн, герб, флаг, сохраняются давние традиции подъем флага, пение гимна. Гимн ребята поют в понедельник, когда возвращаются после выходных, утром они все собираются в зале, поднимают флаг и поют гимн. Флаг детского сада выполнен в цветах радуги, герб своей формой повторяет необычные по форме окна нашего исторического здания, за окном на фоне радуги мы видим стилизованные фигурки мальчика и девочки, держащихся за руки. Фигурки детей белого цвета —  символа чистоты и добра. Герб повторяет цвета нашего здания: красный, белый, желтый.
  2. «Утро радостных встреч», обеспечивает постепенное вхождение ребенка в ритм жизни группы, создает хорошее настроение, настраивает на доброжелательное общение со сверстниками.
  3. Празднование «Дня именинника» позволяет развивать способность к сопереживанию радостных событий, вызывает положительные эмоции, подчеркивает значимость каждого ребенка в группе.
  4. Приглашение в гости на День Победы воинов из соседней воинской части и ветеранов позволяет вызвать у детей гордость за свою страну и свой народ, свою армию, воспитывать патриотические чувства.
  5. Экологическая акция «Посади свой тюльпан» проводится в октябре уже много лет подряд, в ходе акции дети, родители и педагоги высаживают до 800 луковиц тюльпанов на клумбах детского сада, одну из клумб так и называют «Мы такие разные, мы такие дружные». Акция преследует цель воспитывать в детях уважение к труду, вызвать радость от участия в общем труде. На мероприятие  приходят целыми семьями, оно освещалось в местной газете «Волна». Расцветающие в мае тюльпаны украшают центральную улицу нашего города. Туристы, приезжающие к нам из самых разных уголков страны, любят фотографироваться на фоне нашего здания, на фоне цветущих тюльпанов.
  6. В нашем детском саду сложилась замечательная традиция: каждый год к самому любимому празднику всех детей Новому году мы проводим  конкурс совместных поделок родителей и детей.  Главным символом праздники является ёлка. Вот и наша традиция началась с изготовления ёлочек из различных материалов: бумаги, мишуры, ткани, а так же нетрадиционных материалов: макарон, мочалок, конфет и сухофруктов. Традиция эта продолжилась, и теперь уже каждый год меняется тематика конкурса. Мы делали снеговиков, Дед Морозов и Снегурочек, игрушки на ёлку из киндер – сюрпризов, символ Года. Поделки были выполнены из самых разных и порой неожиданных материалов: бумаги, картона, пластилина, папье-маше, природного материала, ватных палочек и дисков, ниток, дерева. Работы были украшены пуговицами, вышивкой, блёстками, мишурой, бисером. Лучшие поделки помогают   украсить наш музыкальный зал при подготовке к новогодним утренникам. Основная цель таких мероприятий  — сближение поколений, укрепление семьи и семейных ценностей, воспитание у детей трудолюбия, аккуратности, внимания к близким, уважения к труду.

Итоги работы по гражданско-патриотическому воспитанию.

Гражданско-патриотическое воспитание способствует социализации воспитанников, как главной цели ФГОС ДО, усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

В результате проведенной работы мы можем отметить повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах патриотического воспитания и духовно – нравственного развития детей; развитие социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на разных этапах его развития; оптимизацию детско-родительских отношений; возрастание интереса родителей к работе  детского сада, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений; рост удовлетворенности родителей педагогами, специалистами и  детским садом   в целом, выявление и транслирование положительного семейного опыта по гражданско-патриотическому воспитанию детей.

Мы можем говорить о создании коллектива единомышленников: родители — педагоги. Родители стали полноценными участниками образовательного процесса в дошкольной организации, что и требует современный стандарт дошкольного образования.

Работа педагогического коллектива по гражданско-патриотическому воспитанию способствовала решению поставленных задач по воспитанию у дошкольников любви к Отечеству, любви к малой родине; формированию единой гражданской идентичности в дошкольном возрасте с учетом различных национально – культурных традиций; формированию активно-положительного отношения к подвигу русских солдат,  необходимость возлагать цветы к  памятникам  Великой отечественной   войны,  ухаживать за ними,  сопере­живать Великой  Победе,  уважительно относиться к ветеранам; внедрению в работу инновационных методов нравственно-патриотического воспитания, активизирующих родителей для эффективного взаимодействия и сотрудничества.
В школу придет выпускник детского сада с положительным отношением к миру, активный, любознательный человек с прочным осознанием своего места в социуме, настоящий патриот нашей Родины. В соответствии с ФГОС ДО – это ребенок,  «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок, который имеет представление о себе, ….; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире».